На 1 июля этого года скорость обращения национальной валюты Азербайджана - маната составила 3,37 пункта. Как сообщает Report со ссылкой на Центробанк, это на 0,01 пункта больше по сравнению с показателем на 1 июня, на 0,08 пункта меньше данных на 1 января 2025 года, и на 0,02 пункта - 1 июля прошлого года.
Согласно статистике ЦБА, самый низкий показатель скорости обращения маната за последние 17 лет был зафиксирован в конце января 2015 года, то есть в преддверии первой девальвации последних лет, и составил 2,68 пункта. Самый высокий показатель был зафиксирован в 2005 году (15,72 пункта).
Рядовой читатель вряд ли поймет, что означают данные показатели о чем они свидетельствуют и говорит ли это о снижении доходов населения. Поэтому и поясняю, что показатель, о котором идет речь- это экономический индикатор, который отражает, как быстро деньги «переходят из рук в руки» в экономике. Проще говоря, . сколько раз в среднем каждая единица валюты используется для покупки товаров и услуг в определенный период.
В данном случает это означает, что каждый 1 манат в среднем за год участвует в 3,37 транзакциях по оплате товаров, услуг или инвестиций. Рост с 3,36 до 3,37 пункта за июнь- незначительный, практически статистически нулевой, но формально означает чуть большую «живость» денежного оборота в начале лета.
Снижение с 3,45 в январе до 3,37 в июле говорит о замедлении темпов оборота денег за полгода. Сравнение с 3,39 год назад показывает, что изменения за год также минимальны. И тут хочу напомнить, что минимальный показатель (2,68) был в январе 2015 года перед девальвацией маната, перед первой девальвацией, когда люди и бизнес старались держать деньги «в руках» или переводить их в иностранную валюту, избегая активных покупок.
Ну а максимальный показатель (15,72) имел место в 2005 году , в условиях бурного экономического роста, высоких доходов от нефти и активного потребления. Ну а нынешние показатели говорят о стабильности экономики Азербайджана Показатель не меняется резко- значит, нет резкой паники, скачков инфляции или ажиотажного спроса.
Если бы экономика и доходы росли быстро, скорость обращения увеличивалась бы заметнее, так как люди тратили бы больше и быстрее. Ну а сравнительно низкий показатель по историческим меркам (3,37 против 15,72 в 2005) означает, что значительная часть денег населения оседает на банковских счетах, в наличных накоплениях или в валютных депозитах, а не идёт на потребление и инвестиции.
Очевидно же, что если люди не уверены в будущем, они тратят медленнее, откладывают крупные покупки, что замедляет оборот денег. Однако в данном случае скорость обращения почти не изменилась за год, что говорит скорее о стагнации доходов, чем о резком падении. Что, как ни крути, тоже не радует.