Кого убила и хотела убить Россия?

Самолет председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен был вынужден совершить экстренную посадку в болгарском городе Пловдив. Причиной стали неполадки с навигационной системой GPS, вызванные преднамеренным глушением сигналов. Европейский союз уже прямо связал этот инцидент с действиями России.



Вне всякого сомнения ситуация, едва не приведшая к катастрофе, стала очередным примером того, как Кремль использует гибридные методы давления на Запад — проверяя его решимость и готовность к ответу. Вот и по данным Financial Times и Reuters, навигационные службы аэропорта Пловдива были полностью выведены из строя в результате интерференционной атаки. 



Пилоты самолета председателя Еврокомиссии, лишившиеся цифровых систем навигации, были вынуждены прибегнуть к бумажным картам и посадить самолет вручную. Болгарские авиационные власти подтвердили факт вмешательства, подчеркнув, что подобные инциденты с глушением и так называемым спуфингом (подмена GPS-сигнала) участились с начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года.


Для Москвы такие методы стали элементом «новой войны» — не прямой, но крайне опасной. Атака против самолета первого лица Евросоюза фактически носит террористический характер: речь идет о сознательном создании угрозы безопасности жизни высших должностных лиц ЕС.



Но тут важно подчеркнуть, что в  памяти Европы до сих пор свежа трагедия 10 апреля 2010 года, когда вблизи Смоленска разбился самолет президента Польши Леха Качиньского и членов польской элиты. Официальная версия России объясняла катастрофу «ошибкой пилота», но многочисленные независимые расследования указывали на множество странностей — от неисправностей навигации до подозрительных действий российских диспетчеров.



Москва так и не признала своей вины. Более того, Польша не получила доступа ко всем материалам расследования. По сути, это преступление осталось безнаказанным. И для Азербайджана такое поведение России не удивительно. Ведь в  декабре прошлого года был сбит  самолет Embraer 190 авиакомпании AZAL, выполнявший  полет  по маршруту Баку – Грозный, в результате чего  погибли 38 человек из 67 находившихся на борту, включая обоих пилотов и одного бортпроводника.



Россия и в том случае не признала своей очевидной вины. Несмотря на то, что азербайджанская сторона предоставила российской стороне все доказательства ее вины в катастрофе. С именами и званиями всех виновных в сбитии нашего пассажирского самолета. А ведь, особо подчеркну, была также информация   Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджана о том, что 25 декабря прошлого года  президентский самолёт «Баку-1», направлявшийся в Санкт-Петербург через воздушное пространство России, столкнулся с внешними радио-техническими помехами, в том числе с потерей GPS-сигнала .


Так что, не исключено, что в России могли попытаться устранить и президента Азербайджана Ильхама Алиева. От страны, давно взявшей на вооружение поистине террористические методы, можно ждать любого преступления. Тем более, что далее , за последние месяцы, мы увидели и услышали целый ряд примеров информационных провокаций с российской стороны против главы нашего государства. А все российские пропагандисты действовали и действуют исключительно по приказу из Кремля.


И в этой связи  нынешний  инцидент с Урсулой фон дер Ляйен — опасное напоминание: Кремль снова готов использовать не только военные методы, но и авиационные провокации против политических лидеров, если считает это выгодным. Смысл подобных атак прозрачен. Россия убеждена, что единый фронт Запада в поддержке Украины ослаблен: внутри ЕС усиливаются разногласия, а в США предвыборная кампания лишь подогревает неопределенность.


Провокация в болгарском небе — это сигнал: Кремль демонстрирует, что готов играть на нервах Европы, выводить из строя стратегические системы, угрожать даже руководителям Евросоюза. При этом Москва рассчитывает на вялую реакцию — такую же, какой когда-то сопровождалась трагедия со Смоленском.



Инцидент в Болгарии ставит перед Евросоюзом прямой вопрос: готов ли он считать атаку на фон дер Ляйен покушением на безопасность всей Европы? Ведь речь идет не о техническом сбое, а о преднамеренной акции, которая могла закончиться катастрофой. Ответ на такие действия должен быть более жестким, чем «выражение обеспокоенности». На кону — безопасность лидеров и граждан Европы, а значит, и доверие к самой идее коллективной защиты.