Интервью Pazl.az с политологом Тофиком Аббасовым
Американские и израильские чиновники считают, что Иран может нанести удар по израильской территории в понедельник, 5 августа, сообщили источники Axios. Издание отмечает, что на Ближний Восток прибыл глава Центрального командования вооруженных сил США Майкл Курилла. Визит американского генерала был запланирован еще до эскалации. Однако, как пишет Axios, он воспользуется поездкой, чтобы попытаться мобилизовать ту же международную и региональную коалицию, которая помогла защитить Израиль от иранской атаки в апреле. Как Вы прокомментируете данную информацию и действительно ли в понедельник Иран может нанести удар по израильской территории ?
Прогнозы относительно времени ответного удара Ирана самые разные, но они по большому счету не выдерживают критики. Тегеран не перейдет к решительным действиям, пока не позаботится о безопасности своих ядерных и стратегических объектов. Их много, и они разбросаны по всей стране, и на случай военных действий с внешними врагами власти обязаны провести необходимые защитные мероприятия. А это требует не только больших средств, но и времени.
Форсировать в таких случаях подготовительные мероприятия не разумно, потому что необходимо действовать рационально, соизмеряя как оборонительные функции, так и наступательные. События апреля нынешнего года, когда стороны обменялись ударами, Тегеран уведомил не столько Тель-Авив, сколько его влиятельных союзников о том, что способен пробить защитный щит Израиля. Гиперзвуковые ракеты точно попали по военным объектам в районе авиабазы Неватим. По сути, то было предупреждение, которое, похоже, не подействовало на Бениамина Нетаниягу.
Теперь уже нет никаких сомнений, что Тель-Авив сделал ставку на провоцирование масштабной войны с целью подключения к ней американцев и других западных союзников. Это в некотором роде ловушка, но возникает вопрос – для кого. Она может застать врасплох самого установщика, если он переоценил и свои силы, и обещания союзников помочь в трудный момент. И пока не началась военная кампания, никто не может точно предугадать, насколько союзники израильтян готовы заступиться за них.
Помимо сроков удара Ирана по территории Израиля возникает и вопрос того, какой силы будет этот удар. Не получится ли в итоге, что "гора родит мышь"?
Скорее всего, Иран использует не очень большие мощности своей военной машины. Мне представляется, что мы станем свидетелями фронтальной атаки со стороны самого Ирана и его прокси сил. Отличительная особенность ситуации в том, что в предыдущие разы Тель-Авив всегда переигрывал противников тем, что шел на опережение, не дожидаясь действий врагов, переходил в наступление первым. На этот раз он сделал выпад, и вынужден ожидать ответ.
Это уже дает Тегерану психологический перевес. Как бы ни расписывали израильские эксперты военные возможности своей страны, им есть чего бояться. У Ирана большой арсенал, и он располагает современными видами вооружений. Если не считать слабой авиации, то ракетные силы достаточно мощные. Не случайно США всегда ставили ребром вопрос о приостановке ракетной программы Ирана в качестве предварительного условия для смягчения санкций. Но Тегеран об этом ничего и слышать не желает. Полагаю, что на этот раз Израилю придется перехватывать новые виды ракет средней дальности. И навряд ли королева Иордании возьмется за военно-технический факультатив с перехватом «шахедов».
Член Комиссии по безопасности парламента Ирана Абульфазл Зухревенд, комментируя убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании, заявил о наличии сетей, с которыми сотрудничает и на которые имеет влияние Израиль в Иране. Зухревенд не исключил, что убийство Хании могли осуществить израильские агенты. Он признал, что в Иране существуют крупные сети, с которыми сотрудничают израильтяне и которые представляют себя как часть сети «Моссад». Как такое могло произойти и значит ли это, что военное, политическое и религиозное руководство не находится в полной безопасности?
Ну, история с убийством иранских ядерщиков, как минимум, доказывает, что внутри Ирана имеется шпионская сеть израильтян. Неоднократно происходили взрывы на военных объектах в Исфагане, под Тегераном и в других местах. Ученых-ядерщиков в упор расстреливали таинственные мотоциклисты. Руководителя ядерной программы Мохсена Фахризаде нейтрализовали с использованием спутниковой техники и наземного робота. Однако шеф охраны Фахризаде с раннего утра проинформировал опекаемого о том, что на него будет совершено покушение, потому настаивал пересесть в бронированную машину. Однако ученый проигнорировал предупреждение и поплатился за это жизнью.
О чем это говорит? О том, что иранская разведка также имеет своих информаторов в рядах израильских спецслужб. Разумеется, возможности МОССАД гораздо шире и сильнее, чем у иранцев. В этой номинации соперничества у иранцев имеются большие бреши, и это притом, что в Иране периодически происходят казни израильских агентов. Это показывает, что и израильтян случаются громкие провалы. И если учесть, что в нанесении ударов по противнику огромное значение имеет обладание информацией, борьба разведок будет ужесточаться.
Как новый виток конфликта между Ираном и Израилем скажется на нашем регионе?
Не думаю, что он прямым образом коснется Южного Кавказа. По понятным нам причинам симпатии Армении были и останутся за иранцами, но это не значит, что они готовы каким-либо образом вступиться за Тегеран. Иреван будет морально поддерживать союзника. Азербайджан занимает взвешенную позицию, не желая эскалации. Грузия точно также.
Но многое будет зависеть от того, каким будет ареал противостояния. Необходимо избегать расширения театра военных действий. Надо полагать, что оба фигуранта отдают отчет себе в том, что не должны пренебрегать интересами своих союзников и соседей. Они, в конце концов, не должны забывать, что затевая военные операции, должны еще и заботиться о глобальной безопасности. Они обязаны избегать всего, что может привести к интернационализации двустороннего конфликта.