Сегодня 37-я годовщина землетрясения в Армении. Оно за считаные минуты унесло жизни более 25 тысяч человек. Десятки тысяч получили ранения, сотни тысяч остались без дома. Села и города превращались в руины на глазах.
Эпицентром удара стали село Налбанд и город Спитак. Oни были фактически стерты с лица земли. Сильно пострадали Ленинакан (Гюмри) и Кировакан (Ванадзор). Под завалами оказались тысячи людей. Рухнули дома, заводы и фабрики, школы, больницы, была разрушена жизненно важная инфраструктура.
Реакция международного сообщества была беспрецедентной для позднесоветского периода: по разным источникам, более ста стран направили в Армению гуманитарную помощь - спасательные команды, медикаменты, оборудование, материальную поддержку. Вклад частных фондов и культурных инициатив (например, участие Шарля Азнавура и проекта Rock Aid Armenia) также был значительным: средства пошли на строительство школ, приютов, восстановление инфраструктуры. Это сотрудничество стало одной из крупнейших вех гуманитарной дипломатии конца холодной войны.
При этом, уже 9 декабря 1988 года, по решению Политбюро ЦК КПСС, был создан оперативный штаб по ликвидации последствий землетрясения. Несмотря на то, что в то время уже ощущались напряжённость и конфликт между Арменией и Азербайджаном, строители–спасатели из Азербайджана всё равно отправились на помощь - руководствуясь старой общесоюзной солидарностью при ЧП.
Да, азербайджанская сторона инициировала формирование собственного строительного (спасательного) отряда. Этим отрядом руководил заслуженный строитель Азербайджана, ныне покойный Эмиль Ахундов. Прекрасно помню, как в интервью мне он рассказывал о том, что в группу вошло около 200 человек - строители, крановщики, бульдозеристы.
В состав группы включили всё необходимое: спецтехника (краны, экскаваторы, бульдозеры), топливо, строй- и ГСМ-материалы, а также логистику для персонала — экипировка, питание, возможно, медпункт. Это был пример того, как даже в критические моменты экстремальных бедствий национальные, межэтнические или политические трения могут отходить на второй план.
Рассказы Э.Ахундова от первого лица показали, что даже в сложных политических условиях люди могут проявлять солидарность и гуманизм. Да, впоследствии мы увидели совсем иное. А именно то, что армянские националисты , заявляя о территориальных претензиях на азербайджанские территории, развязали войну. Они добились оккупации 20% территорий нашей страны и более четверти века совершали разграбление этих земель.
Но, в конечном итоге, в результате 44-дневной войны 2020 года и однодневной войны 2023 года, территориальная целостность Азербайджана была восстановлена. Сейчас и в Баку и в Ереване громко заявляют об окончании периода войн и наступлении эпохи стабильного мира между нашими странами и народами.
Очень хотелось бы верить в то, что так оно и будет. И именно примеры готовности протянуть руку помощи соседу , попавшему в страшную беду, а именно это и сделал Азербайджан после землетрясения в Армении в 1988 году, дают основания верить в лучшее.