Узбекистан- в российско -украинской войне

Узбекистан является лидером по количеству иностранных наемников, предоставленных российской армии оккупантами. На сегодняшний день доподлинно известно не менее 2715 граждан Узбекистана, которые воевали или воюют против Украины, и их число растет из года в год. Растет и число таких убитых узбекских наемников – теперь установлены личности 481 убитого в Украине наемника из Узбекистана.



Список таких убитых опубликовал проект «Я хочу жить». Более того, авторы проекта подчеркнули, что эти данные «не являются полными и исчерпывающими, реальное число погибших и пропавших без вести в разы выше», а в списках речь идет только о подтвержденных смертях наемников.



Согласно проекту, количество узбекских наемников в рядах армии страны-агрессора «растет из года в год»: в 2023 году контракт подписали 498 узбеков, в 2024 году – еще 941. За первые шесть месяцев 2025 года почти 1300 граждан Узбекистана отправились воевать в Украину в составе армии оккупантов (и это тоже только подтвержденные факты, а их реальное число гораздо выше).






«В этом нет ничего удивительного. Только в 2025 году в Россию прибыло 1,8 млн узбеков. Большинство из них уезжают как трудовые мигранты, но не все из них получают работу. Сейчас России позарез нужны «штурмовое мясо» – люди, которых можно отправить в пехоту наступать пешком или «буханками» на украинские укрепрайоны. Так как это губительная тактика, то таких штурмовиков постоянно нужно очень много. Трудовые мигранты — основное сырье для российских рекрутеров», — пояснили в проекте «Я хочу жить».



Сегодня гибридная торговля людьми фактически легализована в России, отмечают эксперты. Схема работает следующим образом: Минобороны РФ выплачивает вознаграждение тем, кто приведет «будущих смертников» к подписанию контракта.



«Вербовщики, полицейские, следователи получают выплаты за каждого человека, которого они записывают на войну. Никто не смотрит на качества этих людей – главное, что у них две руки и две ноги. Поэтому мигранты из стран Центральной Азии для них лакомый кусок: их можно уговаривать, обманывать предложениями гражданской работы, запугивать выдворением, угрожать уголовными делами. Главное, чтобы контракт был подписан», — отмечалось в проекте.


В этой связи  укажу на то, что 23-летний гражданин Узбекистана Акбар Курбонов записал видеообращение из Украины, в котором утверждает, что его обманом отправили воевать на стороне России. Его мать обивает пороги инстанций в Ташкенте, призывая вернуть сына на родину. Узбекистан, один из лидеров по числу вступивших в российскую армию наемников, хранит молчание.



«Президент, народ! Они расстреливают тех, кто пытается бежать. Когда мы говорим им, что не хотим ехать на войну, они побоями заставляют нас, — говорит в своём видеообращении Акбар Курбонов. — Я расскажу, кого и где они унижали, обо всём расскажу. Я знаю места, куда они захоронили тела узбеков. Их бедные родители ждут возвращения своих детей домой. Было бы неправильно, если бы я молчал, зная обо всём. Прошу, помогите! Таких как я, страдающих, много. Со мной много узбеков, нескольких уже похоронили».



Запись Курбонов отправил родственникам с просьбой ее распространить. Он утверждает, что снял видео на оккупированной территории Украины. В короткой беседе с журналистом Озодлика, Узбекской редакции РСЕ/РС, Курбонов рассказал, что находится на военном полигоне № 41624. Таковой, как установила редакция, есть на территории Донецкой области, которую контролирует Россия.


Озодлик ознакомился с перепиской между Акбаром и мужчиной, который представлялся Сергеем. Он познакомил узбекистанца с неким Андреем Колесниковым, после чего двое мужчин отвезли Акбара в военкомат в Ростове-на-Дону. Там, рассказывает мигрант, он подписал документ, который, как ему объяснили, был «водительским контрактом». Это был договор о согласии на участие в войне в Украине.



«Андрей отвез меня в военкомат. Когда я спросил его, зачем мы сюда приехали, он ответил, что мне нужно пройти медосмотр. Когда мы приехали в военкомат, ко мне подошли двое солидных мужчин — Михаил и Кирилл. Они завели меня в военкомат. В контракте, который мне показали, было указано, что я буду служить в армии один год, а в качестве моих обязанностей указали — стрелок и гранатометчик. Я сказал им, что не подпишу этот контракт, на что они заявили: “Ты должен его подписать, у тебя здесь нет родителей, это не твоя страна, никто тебе здесь не поможет”. Потом они избили меня и заставили подписать», — рассказывает Акбар. Так он оказался на фронте.



Пока Курбонов просит власти Узбекистана о помощи, находясь за границей, его мать Рузигуль Бобоева обивает пороги в Ташкенте.  Она  рассказывает, что предоставила сотрудникам министерства иностранных дел всю информацию о людях, заманивших ее сына на войну обещаниями высокооплачиваемой работы. По словам Рузигуль Бобоевой, она общалась с сотрудником ведомства по имени Темур и человеком по имени Бурхан в консульстве Узбекистана в Москве, но полных их имен она не знает.



«Я дала имена и номера телефонов тех, кто звонил моему ребёнку и обещал работу. Мой ребёнок находится в сложной ситуации. Сотрудника МИД, представившийся Тимуром, сказал мне: “Мы вернём вашего ребёнка, иначе между двумя странами произойдёт конфликт”. Почему министерство лжёт мне? В МИД мне говорят: “Пусть ваш сын сбежит”. Но, если он сбежит, его поймают и посадят. Они говорят: “Дело вашего сына очень сложное, мы над ним работаем”. Но я не вижу никакого результата», — говорит со слезами мать Акбара Курбонова.



И тут стоит провести определенные параллели. Численность этнических  узбеков  в Украине , согласно  переписи населения от  2001 года, составляла  около 12 353 человек. Это те, кто являются гражданами Украины. Цифры, безусловно, устаревшие, но иных просто нет. При этом, есть иная статистика. По данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам,  по состоянию на 2021 год, в Украине проживало и работало свыше 223.000 граждан Узбекистана.  



К сожалению, на сайте посольства Узбекистана в Украине нет никакой информации по числу этнических узбеков, проживающих в Украине и по числу граждан Узбекистана, на данный момент пребывающих в этой стране. Но, замечу от себя, в Киеве функционирует немало ресторанов узбекской кухни и торговых объектов, где трудятся граждане Узбекистана. При этом, за все более чем 19 месяцев с момента начала полномасштабного российского вторжения в Украину, я не встречал в украинских СМИ ни одного сообщения о том, чтобы этнический узбек-гражданин Украины или гражданин Узбекистана погиб, защищая территориальную целостность Украины.



Не встречал я и сообщений о присутствии граждан Узбекистана в рядах добровольческих батальонов  ВСУ. Азербайджанцы, грузины, армяне, белорусы, даже граждане Колумбии за Украину воюют. Сведений про граждан Узбекистана , защищающих Украину- не встречал. И уж точно не было ни одного случая, чтобы трудовых мигрантов из Узбекистана кто-то насильно заставлял вступать в ряды ВСУ. 



И в этом - колоссальная разница между Украиной и Россией. В стране-оккупанте к гражданам любой страны, а тем паче к гражданам стран Центральной Азии и Южного Кавказа, относятся как людям второго сорта. Их в РФ унижают, оскорбляют, убивают, насильно отправляют на войну против Украины. В Украине же , при всем чудовищном дефиците людей на фронте, никогда не было случаев насильственной отправки граждан других стран на войну, с которой Россия пришла в Украину.