Госдолг Армении увеличился на 13,0% по сравнению с ноябрем прошлого года и превысил 14,2 млрд. долларов США. Такие данные представил Фонд «ЛУЙС» , проанализировав социально-экономическое развитие экономики Армении в январе-ноябре 2025 года. Тут стоит отметить, что государственный долг Армении по состоянию на 30 июня 2025 года составлял 13,852 млрд долларов, что составляло порядка 54 % к ВВП. Соответственно, сейчас выросла не только сама цифра госдолга РА, но и его соотношение к ВВП.
При этом, по состоянию на конец 2018 года госдолг Армении составлял около 6,923 млрд долларов. Таким образом, за время премьерства Пашиняна госдолг страны удвоился. Также добавлю, что международные резервы Армении — около 4,04 млрд долларов. То есть, "подушка безопасности" Армении в три с лишним раза меньше, чем ее госдолг. При этом, золотой запас Армении равен 0 долларов. Как видим, Армения живет в долг, не имея никаких значимых финансовых "подушек безопасности".
Для сравнения отмечу, что по состоянию на 1 июля 2025 года государственный долг Азербайджана составил 25 млрд 695,6 млн манатов, что эквивалентно 19,9% прогнозируемого объема ВВП на текущий год. Из этой суммы внешний долг составляет 5,01 млрд долларов, или 8 млрд 518,2 млн манатов, что эквивалентно 6,6% от ВВП.
При этом, валютные резервы Азербайджана превышают 80 млрд долларов, а их объём в 16 раз превышает внешний долг. Это означает, что Баку в состоянии обнулить свои обязательства буквально за несколько месяцев, если возникнет такая необходимость. Такую возможность имеет крайне ограниченный круг государств.
Добавлю, что особенно впечатляет показатель золотого запаса Азербайджана. Золотые резервы в Азербайджане выросли до 184,80 тонн в третьем квартале 2025 года с 181,10 тонн во втором квартале 2025 года. Это серьезная гарантия устойчивости национальной валюты и защиты экономики от внешних шоков — от санкций до колебаний мировых рынков. Да и в целом- перед нами яркое доказательство того, насколько более экономически устойчивым государством является Азербайджан. Как бы порой не пытались убедить в обратном некоторые отечественные экономические эксперты.