"Поза страуса" как "стратегия"

Это интервью активно обсуждается в кругах отечественных любителей спорта в целом и в дзюдоистском сообществе — в частности. Его дала журналистке Саиде Бекиргызы известная в недавнем прошлом самбистка и дзюдоистка Зульфия Гусейнова. Интервью получилось довольно большим, однако главная суть претензий З. Гусейновой умещается в одном предложении: она жалуется на недостаток внимания к себе со стороны Федерации дзюдо Азербайджана.



Сразу отмечу, что в адрес президента Федерации дзюдо, министра цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашада Набиева, она не сделала ни одного критического заявления. Более того, добавлю, что в целом в мире отечественного дзюдо высоко оценивают работу Р. Набиева. Совсем иное дело — занимающий с 2021 года пост генерального секретаря Федерации дзюдо Рашад Расуллу. Его деятельность неоднократно подвергалась критике в отечественных СМИ.



Вот и З. Гусейнова выбрала основным объектом своей критики именно его. В частности, она задаётся вопросом: где был Р. Расуллу, когда благодаря победам З. Гусейновой в зале звучал гимн Азербайджана и взвевался ввысь наш триколор? Судя по всему, он был явно не в зале дзюдо. По крайней мере, так следует из его биографии.



Р. Расуллу получил степень бакалавра и магистра в Азербайджанском государственном экономическом университете по специальности «Международные экономические отношения». Начав трудовую деятельность в Центральном банке, он в течение своей карьеры занимал руководящие должности в различных структурах как в стране, так и за её пределами, и имеет значительный управленческий опыт.



То есть это явно не дзюдоист со стажем. Но тут возникает первый и вполне резонный вопрос: почему вообще З. Гусейнова предъявляет все претензии именно Федерации дзюдо и Р. Расуллу, если её основные достижения были достигнуты в качестве самбистки? Она — пятикратная чемпионка мира и двукратная чемпионка Европы именно по самбо. А это, напомню, не олимпийский вид спорта.



В любом случае, в качестве дзюдоистки З. Гусейнова стала обладательницей золотой медали Всемирных военных игр. Это мультиспортивные соревнования, организуемые для спортсменов-военнослужащих. Участие в них З. Гусейнова принимала в статусе офицера Государственной таможенной службы Азербайджана.



Соответственно, эта выдающаяся в прошлом спортсменка, рассуждая логически, должна была обращаться со своими предложениями в первую очередь к Федерации самбо Азербайджана, президентом которой является Джейхун Мамедов. И будь С. Бекиргызы менее увлечена собственной персоной и более погружена в проблему, которую взялась освещать, она бы это очевидное обстоятельство отметила. Но…



Идём далее. З. Гусейнова жалуется на то, что Федерация дзюдо не приняла её предложения. Прославленная в прошлом спортсменка хочет тренировать детей — желание, безусловно, похвальное. По её собственным словам, в Федерации дзюдо, выслушав её инициативу, предложили помощь с ремонтом и арендой зала, фактически не отклонив её предложение. Однако сама З. Гусейнова, по её же словам, заявила, что хочет тренировать детей бесплатно, мотивируя это тем, что в стране много детей из малообеспеченных семей.



В этом также есть значительная доля правды. Действительно, не только в дзюдо или самбо, но и в любом другом виде спорта существует подобная проблема. Однако, объективности ради, стоит отметить, что в Азербайджане действует множество секций, где тренируются дети из малообеспеченных семей. Если же З. Гусейнова в целом предлагает возложить на государство обязанность по бесплатной подготовке таких детей, то это уже тема для гораздо более широкой дискуссии. При этом подобных системных предложений от неё так и не прозвучало.



Звучало лишь пожелание создать для неё те условия, на которые она рассчитывает. Имеет ли Федерация дзюдо право отказать ей? Как ни крути — имеет. И не только потому, что З. Гусейнова не является известным тренером. Куда важнее то, что перед Федерацией дзюдо не стоит задача обязательного трудоустройства бывших спортсменов вне зависимости от их прежних заслуг. У Федерации есть собственный план работы, который объективно может не совпадать с планами З. Гусейновой.



Точно так же, как и у Государственного таможенного комитета, службу в котором З. Гусейнова завершила, выйдя на пенсию. Может ли она потребовать у руководства ГТК сохранения за собой пожизненной должности? Теоретически — может. Но имело ли место подобное требование с её стороны? Нет. Вероятно, в силу понимания того, что подобное требование выглядело бы, мягко говоря, абсурдным.



При всём при этом необходимо указать на одну простую вещь: свои претензии З. Гусейнова озвучила открыто. Объективны и реалистичны они или же субъективны и нереалистичны — это могло и даже должно было быть выяснено в ответе, который дал бы Рашад Расуллу на критику в свой адрес. Это — в идеале. В крайнем случае можно было подготовить детальный и подробный ответ на все заявления З. Гусейновой от имени пресс-службы Федерации дзюдо. Ничего этого сделано не было.



А это — выбор в пользу «позы страуса», который всегда ошибочен. Истина во все времена рождалась в спорах. Тот же, кто избегает открытой полемики, особенно после публично высказанных в его адрес обвинений, априори выглядит проигравшей стороной. Но, помалкивает  в данном случае, в первую очередь Министерство молодежи и спорта. Эта структура была создана именно для того, чтобы курировать деятельность различных федераций.  И З.Гусейнова в этом своем интервью заявила, что обращалась в данное ведомство .



Но четкого и внятного ответа она не получила. Что, надо полагать, и вынудило ее публично с озвучить свои претензии к Федерации дзюдо. Вот так, раз за разом, не выполняя своих прямых обязанностей, Министерство молодежи и спорта , по сути, провоцирует публичный скандал между известными в прошлом спортсменами и различными федерациями. Тоже самое, например, мы увидели на примере публичного конфликта между  5-кратным чемпионом  мира,  11-кратным чемпионом Европы Рафаэлем  Агаевым и Федерацией карате. 



Возглавляемое далеким от большого спорта Фаридом Гаибовым ведомство и тогда и сейчас не предотвратило конфликт в зародыше, предпочитая наблюдать за его ходом со стороны. А ведь все могло быть иначе, если бы данное Министерство само выступало с инициативой привлечения к работе тех, кто так много сделал для отечественного спорта.