Подоляк банально проболтался?

Заявления ведущих западных лидеров , прозвучавшие в последние  дни,  все отчетливее формируют ощущение, что процесс урегулирования российско-украинской войны вступает в новую фазу. Президент США Дональд Трамп публично заявил о «большом прогрессе» в вопросе прекращения войны. Эти слова прозвучали не в формате закрытых переговоров, а на публичной церемонии награждения олимпийских чемпионов 1980 года — что само по себе подчеркивает демонстративный характер сигнала.



Ранее о «переломном моменте для будущего Украины» говорил и премьер-министр Великобритании Кир Стармер, выступая после встречи с новым главой правительства Бельгии Бартом де Вевером. Синхронность подобных заявлений со стороны Вашингтона и Лондона выглядит неслучайной и явно указывает на активизацию переговорного трека между ключевыми западными союзниками Украины.



На этом фоне в Киеве разгорелся показательный информационный скандал. Офис президента Украины был вынужден экстренно опровергать публикацию французского издания Le Monde, в которой утверждалось, что Киев якобы готов согласиться на создание демилитаризованной, или «буферной», зоны на Донбассе в рамках переговоров с США. Как сообщает РБК-Украина, советник президента по вопросам коммуникаций Дмитрий Литвин заявил журналистам, что «интерпретации» французского издания являются «некорректными».



По словам Литвина, советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в разговоре с Le Monde якобы не говорил о согласии Украины, а лишь упоминал, что в теории могут обсуждаться различные модели обеспечения безопасности — при условии четких механизмов контроля и юридических гарантий. При этом Литвин подчеркнул, что решение о согласии или несогласии на подобные форматы может приниматься исключительно на самом высоком политическом уровне или народом Украины. «Вчера президент об этом сказал журналистам», — добавил он.



Однако проблема заключается в том, что сама публикация Le Monde содержит прямые цитаты Михаила Подоляка, которые трудно трактовать исключительно как абстрактные рассуждения. Французское издание прямо пишет о готовности Киева пойти на уступки по одному из ключевых пунктов переговоров с США и Россией, согласившись на создание демилитаризованной зоны в Донбассе. Более того, по данным газеты, подобный подход уже получил одобрение со стороны европейских партнеров Украины.



Подоляк, в частности, заявил: «По обе стороны линии должна существовать демилитаризованная зона. Необходимо будет определить, логически и юридически, следует ли вывести все виды вооружений или только тяжелое вооружение. Для предотвращения потенциальных нарушений должны присутствовать представители наблюдательных миссий и иностранный контингент, чтобы обеспечить соблюдение принципов и соглашений. Это естественный формат завершения конфликта, учитывая, что часть территории, к сожалению, останется под фактической российской оккупацией и что разделительная линия будет установлена в любом случае».



В совокупности эти формулировки выглядят не как умозрительные рассуждения, а как описание вполне конкретной и уже обсуждаемой модели завершения войны. Именно поэтому поспешные опровержения со стороны Офиса президента Украины выглядят скорее попыткой «потушить пожар», чем убедительным разъяснением позиции.



Очевидно, что в Киеве прекрасно понимают, насколько болезненной может быть реакция украинского общества на любые намеки о выводе войск, демилитаризации Донбасса и, тем более, фактическом признании длительной оккупации части территории. В этом смысле Подоляк, судя по всему, банально выболтал реальное положение дел, за что уже после публикации в Le Monde получил жесткий «нагоняй» в Офисе президента. Отсюда — резкие заявления о «некорректных интерпретациях» и попытка дистанцироваться от сказанного.



Подобная ситуация невольно вызывает ассоциации с судьбой Алексея Арестовича, который в свое время был лишен статуса советника главы Офиса президента Украины именно за склонность к публичной импровизации и «отсебятине», не согласованной с официальной линией. Подоляк, похоже, рискует пойти по тому же пути — если не кадрово, то, как минимум, репутационно.



При этом куда важнее другое. Судя по всему, описанный Подоляком сценарий в итоге действительно будет реализован — или, по крайней мере, станет основой будущего соглашения о прекращении огня. Разница лишь в том, что все это будет оформлено иначе: с более аккуратным языком, иным информационным сопровождением и, вероятно, после того, как общественное мнение будет постепенно подготовлено к болезненным компромиссам.



Совокупность заявлений Трампа, Стармера и утечек в западной прессе позволяет констатировать: дело, кажется, действительно идет к соглашению о прекращении огня. И главный вопрос сегодня заключается уже не в том, будет ли оно достигнуто, а в том, в какой форме и какой ценой — как для Украины, так и для всей архитектуры европейской безопасности.