Политическая история Азербайджана видела многое - от героических подъемов до постыдных падений. Но то, что произошло на съезде партии Ana Vətən («Родина»), вряд ли вписывается даже в рамки привычных для нашей политики курьезов. Перед нами уникальный случай беззастенчивого превращения политической структуры в семейную лавочку, где должности делятся не по заслугам, а половым путем.
Съезд партии, призванный избрать нового председателя, закончился скандалом, перерывом «на неопределённый срок» и фактическим расколом в семье ее бессменного лидера Фазаила Агамалы. Тот самый Фазаил муаллим, который шесть созывов просидел в парламенте, всегда уверяя, что действует исключительно «во имя Родины». Как выяснилось, речь шла не о Родине в широком смысле, а о родне- в прямом.
Долгие годы «Родина» существовала скорее по инерции, чем по политической необходимости. Ее лидер, некогда мелькавший в рядах Народного фронта, так и не повоевавший в Первую Карабахскую войну, решил создать пародию на оппозиционную силу, которую назвал с помпой - Ana Vətən. Ирония судьбы в том, что идеологическая направленность партии до сих пор неизвестна не только широкой общественности, но и, похоже, самим ее членам. Ведь сложно представить Фазаила Агамалы, рассуждающего, скажем, о преимуществах либертарианства над анархизмом или разглагольствующего на тему ответа Энгельса на философский труд Дюринга. Зато куда гармоничнее он выглядит, когда говорит о «позитивном влиянии воров в законе на воспитание молодежи». Тут он уверен, искренен и даже убедителен.
Да, именно такой персонаж давно превратил политику в семейный бизнес. Он уже сумел передать депутатский мандат своей дочери Гюнай, а теперь решил, что можно так же спокойно передать и партию. «Родина», по его замыслу, должна была стать семейным капиталом, чем-то вроде дачного участка, где старшие распределяют грядки между детьми.
Но семейный сценарий дал сбой. На горизонте появился другой претендент - Эльчин Агамалы,. Это сын Фазаил-бея. И ему тоже захотелось своей доли политического наследства. Не имея депутатского кресла, он решил взять хотя бы партийное. Более того, обещал великодушно назначить сестру своим заместителем. Этот жест должен был продемонстрировать политическую зрелость, но лишь усилил эффект абсурда: получается, партия превращается в миниатюрное семейное правительство.
Съезд, призванный стать формальностью, быстро перерос в фарс. По свидетельствам очевидцев, между сторонниками отца и сына вспыхнула ссора, а затем и потасовка. В итоге Эльчин объявил себя избранным председателем, а его отец заявил, что съезд «отложен на неопределённый срок». Дочь же - действующий депутат Милли Меджлиса - выступила с заявлением о «дезинформации и нарушении регламента».
Если бы не фамилии, можно было бы подумать, что речь идёт о скандале в провинциальном кооперативе, где семейные члены делят должность председателя гаражного общества. Но всёе это происходит на глазах у страны, и фигуранты- люди, десятилетиями называющие себя «государственными деятелями».
Трудно не согласиться с теми, кто называет происходящее очередным актом превращения политической арены в цирковую площадку. Само присутствие Фазаила Агамалы на политической сцене - укор всему азербайджанскому обществу. И не удивительно, что сегодня весь Азербайджан смеется над этим абсурдным спектаклем. Социальные сети кипят - шутки, мемы, ироничные комментарии множатся с невероятной скоростью. Смеются над Агамалы-старшим, над его наследниками, над всеми членами партии «Родина», которые теперь воспринимаются как классические политические терпилы.
А как не смеяться над всем этим?! Ведь мы уже увидели, как вместо одной Партии Народного Фронта появилось сразу несколько ее, скажу деликатно, ответвлений. Но даже там не было попыток провернуть этот финт так, чтобы все в итоге оставалось в руках одной семьи. Теперь, похоже, нас ждет эпоха партий «Родина-1», «Родина-2», «Родина-сын» и «Родина-дочь». Осталось только увидеть, как Фазаила Агамалы назовут своим гербом все эти партии.
В любом случае, возникает ряд вопросов. Как могла дочь Фазаила Агамалы, человек без самостоятельного политического авторитета даже в кружке членов отцовской партии , набрать нужное количество голосов на последних парламентских выборах? И стоит ли государству, налогоплательщикам, финансировать из бюджета этот политический театр под вывеской «плюрализма»? Впрочем, это - риторические вопросы.