Казус Протасевича: его "аналоги" в Украине и в Азербайджане

История вокруг бывшего редактора Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича получила неожиданное развитие, обернувшись громким репутационным провалом для всех, кто видел в нём "символ белорусского сопротивления". Человек, которого на Западе представляли мучеником режима, подтвердил, что на самом деле сотрудничал с белорусскими спецслужбами. Этот факт полностью переворачивает привычный нарратив и заставляет по-новому взглянуть на природу протестных движений в Беларуси и на постсоветском пространстве в целом.



Итак, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Протасевич изначально действовал под прикрытием. Получается, что он изображал представителя «беглой» оппозиции, но на деле выполнял задание спецслужб и направлялся в Грецию как агент. Задержание в Минске после экстренной посадки самолета Ryanair, вызвавшее международный скандал и новую волну санкций, в таком случае предстает не как репрессии против оппозиции, а как операция по возвращению сотрудника, чья роль в «эмиграции» была завершена.



Дополнительный штрих к этой версии - дальнейшая судьба Протасевича: после демонстративных раскаяний на государственных каналах он беспрепятственно уехал жить в Дубай - статус весьма необычный для "сломленного диктатурой" человека. В итоге, как ни крути, в идиотском м положении оказались западные политики, делавшие на фоне дела Протасевича  заявления о “борьбе за демократию”.



Также нелепо выглядят и многие ведущие мировые СМИ , правозащитники и блогеры , превратившие сотрудника белорусской разведки в .."икону протеста". Про то, сколь анекдотично выглядят теперь белорусские оппозиционные структуры, доверявшиеся Протасевичу  как своему - даже говорить ничего не нужно.



Но нельзя не констатировать, с какой легкостью  разрушился тщательно созданный образ  "беззаветного борца за все хорошее против всего плохого".  Вместо героя - типичный агент-исполнитель, который не выдержал информационно-политического масштаба, в который его вывели. И каждый, кто выступал в его защиту, оказался заложником собственного заблуждения.



Теперь главный вопрос выходит далеко за пределы личности Протасевича: кто еще в протестной и медийной среде постсоветского пространства работает вовсе не на перемены, а на контроль за ними? Очевидно же, что современный протест часто строится вокруг персон. Но это превращает лидеров мнений в идеальную цель для вербовки, давления и подмены. Протасевич показал, насколько легко главным рупором недовольства может оказаться заранее подготовленный проект.



И этот скандал подрывает фундаментальный принцип общественных движений - доверие к тем, кто выступает от имени народа. Любой следующий лидер будет автоматически восприниматься с подозрением: не очередной ли это агент? Так возникает коллективный паралич, когда даже искренние фигуры обречены доказывать свою неподконтрольность спецслужбам. Протест как явление становится управляемым инструментом, а не стихийной силой.



В Украине, где несколько раз уже случались "революции", данная тема особо близка. Ведь, всегда был, есть и будет риск того, что во главе мощного протестного движения станут сотрудники спецслужб, заранее внедренные в ряды протестующих и искусственно распиаренные. Вот, к примеру, Мустафа Найем- к его персоне тоже много вопросов.



Ведь этот этнический пуштун вместе с семьей покинул Афганистан вместе с семьей после того, как советские войска начали покидать эту страну. Что, естественно, навело на подозрения в том, что семья Найема находилась в плотном сотрудничестве с КГБ. Наследницей которого является российская ФСБ. А в данной структуре всегда умели "складывать яйца в разные корзины".



Напомню, что  Мустафа Найем одним из первых 21 ноября 2013 года  призвал украинцев выйти на Майдан Незалежности, что дало старт Евромайдану. Так, этот "соросенок" стал одним из "символов революции". Почти как Протасевич в РБ. С той лишь разницей, что Найема пока никто не раскрыл. Но он в итоге и депутатом Верховной Рады побывать успел, и главой  Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Украины.



Такого рода продвижение по карьерной лестнице без согласия или содействия спецслужб, украинских или внешних, просто невозможно. И то, что к М.Найему нет вопросов после того, как  не соответствующими действительности оказались его заявления о "трех уровнях безопасности" украинских объектов энергетической инфраструктуры, на которые были потрачены миллиарды гривен- тоже наводит на определенный мысли.



Но, разного рода "протасевичей" и "найемов", судя по всему, до сих пор много в рядах белорусской, украинской, азербайджанской, армянской и любой иной оппозиции на пространстве бывшего СССР. Вопрос лишь в том, когда  и как их "сливают". Протасевич, судя по всему, больше никогда уже не понадобится Александру Лукашенко. Потому и было решено его "слить". Найема пока не "слили". Видимо- он еще будет использован в будущем. 



Ну а в Азербайджане все могут вспомнить о том, сколько бывших сотрудников различных институтов оказались в рядах Народного Фронта. Потом, эти персонажи, которые в советское время находились под колпаком КГБ, оказались лидерами различных партий, получили даже определенные должности в руководстве страны. Также имеет смысл вспомнить о том, сколько бывших "радикальных оппозиционеров"  в итоге стали "конструктивными оппозиционерами". Так что, у нас своих "протасевичей" хватает.