По данным Центрального банка Азербайджана , в первой половине 2025 года объем денежных переводов, поступивших в Азербайджан из Грузии, составил 18,1 млн долларов., что на 4% больше, чем за тот же период 2024 года. При этом объём переводов из Азербайджана в Грузию резко упал - с $25,1 млн до $13,8 млн (падение 45%) за тот же период. Таким образом впервые в истории независимых государств объем поступлений из Грузии превысил оттоки в ту же сторону.
Исторически (2000-е и далее) для южнокавказского региона характерна волатильность миграционных потоков и переводов: в разные годы значимые потоки шли в обе стороны в зависимости от условий на рынках труда (Россия, страны ЕС, Турция, а также внутри региона). Данные показатели в странах региона менялись в соответствии с общей экономической ситуацией и миграционными маршрутами.
И тут имеет смысл отметить, что в последние годы демонстрирует более высокий уровень ВВП на душу населения по данным WEO/IMF по сравнению с Азербайджаном (что отражает относительное различие в доходах и покупательной способности). Это создаёе экономическое основание для притяжения рабочей силы и денежных потоков в сторону Грузии.
Иными словами: если в отдельные годы 2000-х и начала 2010-х переводная картина могла складываться в пользу исходящих из Азербайджана сумм (например, при наличии сезонных трудовых мигрантов и т.д.), то к 2025 году наблюдается заметная смена баланса - и это подтверждается свежей статистикой.
Возможных причин "обратного" процесса несколько. Начнем с того, что в последние годы Грузия активнее привлекает иностранную рабочую силу в ряды определённых отраслей (строительство, туризм, сельское хозяйство, логистика). Проблемы с демографией и отток населения в ряде районов усиливают спрос на рабочих рук. Соответственно, в страну прибывают работники, часть которых — граждане Азербайджана или лица с семейными связями, и часть переводов в адрес этих работников (или их семей) идет в обратном направлении.
Кроме того, как было указано выше, по международным оценкам (IMF WEO) уровень ВВП на душу населения в Грузии выше, чем в Азербайджане (в пересчёте на текущие доллары в источниках 2024/2025 годов). Более высокий средний уровень дохода в Грузии делает ее привлекательнее как направление работы и как источник переводов обратно в Азербайджан.
При этом важно указать и на то, что растущий товарооборот и торговые связи (рост торговли между странами в 2025 году) порождают больше движений платежей, включая частные и деловые переводы, что также меняет структуру межстрановых денежных потоков. Плюс, сокращение переводов из Азербайджана в Грузию может отражать как изменение миграционной активности (меньше поездок/работы за рубежом), так и перераспределение расходов внутри страны.
Теоретически можно предположить, что имеют место и изменения в способах перечисления средств. Переориентация на другие каналы, электронные кошельки, использование третьих стран/банков) могут искажать видимую статистику «прямых» трансфертов между двумя странами. Однако резкое падение ($25,1 → $13,8 млн) указывает не только на техническую переадресацию, но и на реальное изменение потоков.
В этой связи укажу и на то, что сообщения грузинских СМИ и аналитиков подтверждают, что в ряде секторов (строительство, туризм, сфера услуг) работодатели испытывают дефицит рабочих и привлекают иностранную рабочую силу. Это дает основания предполагать приток трудовых мигрантов в Грузию из соседних стран, в том числе и из Азербайджана.
И тут впору уже спрашивать за все происходящее с экономического блока правительства Азербайджана. В первую очередь- с министра экономики Микаила Джаббарова. Вопрос , собственно говоря, один и очень простой: как так получилось, что богатом нефтью и газом Азербайджане доходы населения, средняя зарплата ниже, чем в Грузии, что вынуждает азербайджанцев искать работу в соседней стране, где тарифы на очень многое ниже, чем в Азербайджане? Помня о прекрасном прошлом М.Джаббарова в качестве игрока в клубе "Что? Где? Когда:", можем надеяться на наличие у него правильного ответа на данный вопрос.