Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил в парламенте своей страны, что Анкара разрывает все экономические и торговые связи с Израилем и закрывает своё воздушное пространство для израильских самолётов. По словам Фидана, эти меры - ответ на действия Израиля в Газе, которые Турция называет геноцидом, и часть широкой политики давления (дипломатического, юридического и экономического) на израильское руководство.
В этой связи отмечу, что торговые потоки между Турцией и Израилем остаются нерегулярными и зависят от политических разногласий. В 2024 году Турция была одним из значимых партнёров Израиля (в отдельных оценках — пятая по объёму экспортная страна ). Но уже в первом полугодии нынешнего года — резкий спад.
В частности, израильский экспорт в Турцию в январе–июне 2025 упал на 99%, с порядка $581 млн годом ранее до примерно $5,3 млн . Одновременно турецкие источники приводят данные о турецком экспорте в Израиль в январе–мае 2025 примерно $393,7 млн — что указывает на существование потоков (включая транзит/переадресацию), несмотря на официальные ограничения.
В целом, мы имеем дело с преднамеренно жёсткой, политической риторика со стороны Х. Фидана. Он использовал формулировки, рассчитанные на сиюминутный медийный эффект внутри Турции и в мусульманском мире. Такие заявления мобилизуют электорат и усиливают международную дипломатическую инициативу Анкары.
Об этом свидетельствует и то, что по сообщениям израильских СМИ, израильские компании и аэропорты пока не получали детализированных официальных уведомлений об оперативных ограничениях. И это значит, что заявлениеглавы МИД Турции может быть политически-правовой декларацией, оставляющей место для поэтапной реализации и юридической формализации. Закрытие воздушного пространства Турции формально ограничит прямые рейсы, но практический эффект зависит от того, какие конкретно маршруты и портовые/аэропортовые разрешения будут отозваны.
Нужно признать, что Турция последовательно выстраивает образ регионального защитника палестинцев (а также пытается усилить свой вес в мусульманских и европейских дипломатических форматах). Жёсткие заявления , в том числе и в разгар международной кампании по давлению на Израиль помогают Анкаре собрать вокруг себя союзников и продемонстрировать свой большой геополитический вес.
При этом, полномасштабная война между Турцией и Израилем крайне маловероятна в ближайшей перспективе, но риск ограниченных военных инцидентов нельзя полностью исключить. Дело ведь в том, что прямой вооружённый конфликт между двумя сильными вооружёнными державами региона крайне опасен и влечёт непредсказуемые региональные последствия. Оба актора понимают это и предпочитают ограниченные средства давления. В том числе- сегодняшнее выступление Х.Фидана.