Азербайджан становится обладателем самой мощной системы ПВО в регионе. По данным израильских источников, Израиль предпринимает все возможные шаги в этом направлении.
Отмечается, что после заключения соглашения с Тель-Авивом Азербайджан получил доступ к новейшим системам противоракетной и противовоздушной обороны израильского производства и продолжает активно наращивать свой оборонный потенциал.
Тут стоит напомнить, что ранее Азербайджан заключил контракт с Израилем на сумму около 1,2 млрд долл. на поставку систем Barak MX — самых современных из линейки Barak .Система включает три типа перехватчиков: MRAD (до 35 км), LRAD (до 70 км), ER (до 150 км). Управление осуществляется через мобильный или стационарный командный центр, с возможной интеграцией с радаром EL/M-2084 AESA и другими датчиками.
Также ранее проходила информация о том, что Азербайджан намерен приобрести систему Sky Dew — воздушный аэростат для обнаружения воздушных угроз (дроны, крылатые ракеты) с дальностью более 250 км и возможностью отслеживать до 500 целей одновременно. Эта транспортируемая активная фазированная радарная система широко используется в составе израильской системы Arrow и была экспортирована в Азербайджан (включая усовершенствованную версию Block-B).
Хотя прямых подтверждений нет, но известно, что Азербайджан ранее закупал израильские системы — Harop (loitering munition), LORA (точные ракеты Земля-Земля), SkyStriker, а также разведывательные спутники и радиоэлектронные средства .
И тут нужно понимать, что речь идет о построении Азербайджаном многоуровневой защиты. Ведь, Barak MX обеспечивает многоуровневую борьбу с авиа- и ракетными угрозами, покрывая перехваты от 35 до 150 км в зависимости от типа боеприпаса. С учётом радиолокационных возможностей (EL/M-2084, Green Pine) армия приобретает действительно интегрированную, модульную систему ПВО.
А вот Sky Dew усиливает обзор воздушной обстановки: долгосрочное наблюдение (дни), высокая плотность целей, значительная дальность — всё это существенно расширяет возможности раннего предупреждения и реагирования. Кроме того, возможность объединять данные с разных радиолокационных и ударных систем позволяет создавать единое воздушное пространство контроля, повышая эффективность реагирования на угрозы в реальном времени.
Усиление азербайджанской ПВО создаёт препятствия для демонстрации силы через воздушное присутствие и угрозы со стороны российских платформ. Это снижает пространство для их манёвра в сценариях на Южном Кавказе и подрывает стратегическое влияние.
Ужесточение обороны в приграничных регионах ограничивает и возможности Тегерана в случае попыток давления на Азербайджан с воздуха. Плюс, угроза по размещению израильских оборонительных систем рядом с границей создает психологический фактор, требующий переоценки региональной стратегии.
Как видим, Азербайджан создаёт еще более мощную многоуровневую систему ПВО. Это усиливает не только защиту, но и стратегическую автономию. Такой шаг без сомнения заставит Россию и Иран задуматься — в ситуации, где оборонительные возможности Азербайджана резко возрастают, геополитические расчёты требуют переоценки.