Украинский журналист Виталий Портников написал на своей странице в Facebook пост, посвященный сути нынешнего конфликта между Россией и Азербайджаном. Публикуем его без сокращений и комментариев.
"Летом 1989 года в кабинете главного редактора газеты «Правда» Виктора Афанасьева зазвонил спецсвязь. Звонили из Баку. Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Абдул-Рахман Везиров поинтересовался, почему в статье «Правды», в которой говорилось о драке между молодыми людьми в одном из московских ресторанов, специально подчёркивалось азербайджанское происхождение участников конфликта с одной стороны, тогда как этническое происхождение их оппонентов не упоминалось вовсе.
Афанасьев, опытный партийный функционер, мгновенно понял, насколько опасным может быть обвинение в шовинизме для его карьеры. И уже после разговора с Везировым придумал новый эвфемизм, который на десятилетия закрепился в советских и постсоветских СМИ — «лица кавказской национальности».
Кажется невероятным, но спустя 40 лет в России снова говорят об «азербайджанской ОПГ», недоумевают по поводу реакции официального Баку, а действия российских силовиков объясняют борьбой с «бандитами», а не стремлением послать сигнал Азербайджану. При этом почти никто не вспоминает, как недавно те же силовики боролись с «грузинской ОПГ». А когда вскрылась настоящая банда в Кущёвской на Кубани, фактически оккупировавшая станицу, ни одно СМИ не упомянуло об этническом происхождении преступников.
Могут ли существовать этнические преступные группировки? Конечно, это не секрет. В США боролись с итальянской, ирландской, китайской мафией. Но это никогда не становилось поводом считать страны их происхождения второсортными или особо опасными.
В России же поведение отдельных представителей других народов становится основанием для обоснования необходимости ограничения суверенитета стран их происхождения. И президенты этих стран вынуждены чуть ли не извиняться за сам факт существования у них преступников — вместо того чтобы ставить вопрос о действиях российских силовиков.
Азербайджанский журналист Илькин Шафиев справедливо заметил: Владимир Путин виноват не в том, что отдал приказ действовать против азербайджанцев, а в том, что создал атмосферу насилия и безнаказанности. А также в том, что установил в России режим, который относится к бывшим советским республикам как к провинциям, а к их гражданам — как к людям третьего сорта. Даже те, кто получил российские паспорта, не равны «настоящим россиянам» — этническим русским. Народы самой России — уже второй сорт. Это не просто авторитаризм, это неонацизм в многонациональной стране.
Такое отношение и приводит к кризисам. В Азербайджане могут подозревать спланированную кампанию против страны: сначала удар по самолёту, затем — события в Екатеринбурге. Но мы прекрасно понимаем, что ПВО в Грозном могла не знать, чей это самолёт, а следователи в Екатеринбурге — не быть в курсе внешней политики. Просто кто-то захотел перераспределить бизнес в городе в пользу другой этнической группировки.
Но для самого Кремля Азербайджан — это провинция, а не государство. Извиниться перед президентом Азербайджана — значит унизить самого себя. Расследовать насилие против азербайджанцев — значит признать право «третьесортных» что-то требовать. В этом и заключается суть российской высокомерности.
Это высокомерие годами определяло российскую политику по отношению к Баку. Ситуация изменилась только после Второй карабахской войны: Ильхам Алиев, воспользовавшись ненавистью Путина к новой армянской власти и войной в Украине, восстановил контроль над Карабахом и сблизился с Турцией. Теперь он просто не может позволить себе игнорировать хамство Москвы — этого не поймут его соотечественники.
А в России по-прежнему уверены, что Баку никуда не денется и в итоге вернётся к роли московской провинции. А если нет — применят силу. Маленький Азербайджан можно оккупировать за несколько дней. Эрдоган не пойдёт против самого Путина. Зачем обращать внимание на того, кого можно уничтожить одним щелчком пальцев? Россия не остановилась перед нападением на сорокамиллионную Украину — так что ей стоит тот Азербайджан?
Именно это высокомерие и ставка на штыки, а не дипломатию, и дальше будут определять внешнюю политику России на постсоветском пространстве. Для неё это даже не внешняя политика, а внутренняя. Бывшие республики — всего лишь временные государства. Россия не хочет и не способна осознать смену эпох. А потому она будет терпеть новые поражения — и одновременно начинать новые войны".