В Париже суд присяжных вынес приговор по делу 65-летнего руандийского врача Эжена Рвамучио. Прокуратура потребовала для него 30 лет заключения по обвинениям, связанным с геноцидом 1994 года в Руанде.
Сам обвиняемый признал лишь то, что участвовал в захоронении тел убитых людей — и делал это «как врач», по «эпидемиологическим соображениям». Я никого не убивал, повторил он, произнося последнее слово. И заверил, что хотя «понимает страдания» людей, потерявших близких, и «хотел бы им помочь, но ничем не может». Присяжные в итоге признали его виновным.
По данным обвинения, в 1994-м Рвамусио руководил Университетским центром общественного здоровья в префектуре Бутаре на юге страны и не только «распространял призывы» к истреблению народа тутси (в частности во время выступления в университете Бутаре на14 мая 1994 года в присутствии Жана Камбады, премьер-министра временного правительства*), но и лично принимал участие в убийствах раненых и захоронении тел — для сокрытия следов преступлений.
По утверждению обвинения, Рвамучио причастен к захоронению тел и казни раненых во время массовых убийств, унесших жизни почти 5000 человек. После окончания геноцида против тутси (окончившегося вместе с приходом к власти военного Руандийского патриотического фронта (FPR) в июле 1994 г.)** доктор Эжен Рвамучио бежал через Заир (ныне — Демократическая Республика Конго) и Западную Африку в Европу.
Он прибыл во Францию в декабре 1999 года, где его ходатайство о предоставлении убежища в Управлении по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) сначала было отклонено на том основании, что он «настоятельно призывал и поощрял своих соотечественников участвовать в осуществлении геноцида». Тем не менее, в начале 2000-х Рвамучио получил вид на жительство во Франции. После получения диплома по физиологии труда и эргономике в университете Париж-IV, он поступил на роботу в Токсикологический центр Парижа, а затем Лилля, прежде чем был назначен врачом по трудовым вопросам в больницу города Мобёж на севере страны. Он даже был назначен «главой отделения профессиональной медицины».
Как рассказала региональная газета La Voix du Nord, «одна из медсестер, возмущенная не слишком лестными высказываниями о ее внешнем виде, провела небольшое расследование и выяснила, что на этого врача „заведено досье Интерпола“ и выдан международный ордер на арест за „преступления против человечности“». Вскоре доктор был уволен.
Впрочем, расследование против него во Франции началось еще в 2007 году по жалобе Коллектива гражданских истцов по Руанде (CPCR). Доктора даже арестовали в 2010 году, но вскоре он был освобожден — до суда, который прошел только в октябре 2024-го. На суд доктор приходил вместе с журналистами и зрителями — никаких мер ограничения свободы в его отношении принято не было.