Все познается в сравнении. В очередной раз справедливость данной фразы понимаешь, глядя на разрастающейся скандал, старт которому был дан еще 14 ноября этого года , когда в Финансовом университете при правительстве Росси состоялся студенческий фестиваль под названием «Моя Родина: большая и малая». Напомню, что в рамках этого фестиваля, с целью поддержки Азербайджанского клуба Финансового университета, в нем приняли участие студенты из других университетов, представляющие азербайджанскую диаспору. После мероприятия они произнесли лозунг «Да здравствует Азербайджан».
Далее, в социальных сетях появился смонтированный ролик, где азербайджанские студенты якобы произносят «Режь русню, Азербайджан». Кроме того, в социальных сетях и на некоторых российских новостных сайтах активно идет разжигание антиазербайджанской истерии. Все это, безусловно, очень плохо. Но еще хуже то, что Следственный Комитет РФ (СК) начал расследование и было возбужденно уголовное дело по ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»). Председатель СК Александр Бастрыкин поручил предоставить ему доклад о ходе расследования. То есть, дело находится под его личным контролем. Дело, которое, я в этом убежден, можно и нужно было замять в самом зародыше. Но для этого нужна личность, готовая и способная брать инициативу на себя.
Именно такой личностью является теперь уже бывший посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглу. Приведу всего один показательный пример. В конце февраля текущего года в Москве был задержан известный азербайджанский фитнес-тренер Кямиль Зейналлы. Задержан он был российскими правоохранительными органами по запросу Армении. Как позже выяснилось, запрос был инициирован еще в мае 2023 года в рамках СНГ. Армянская сторона инкриминировала К.Зейналлы ряд статей уголовного кодекса Дело было очень серьезное. Но решилось оно предельно быстро, именно благодаря усилиям П.Бюльбюль оглу. Посольство Азербайджана в РФ с первых минут держало под пристальным вниманием и контролем процесс задержания нашего гражданина и оказывало ему самую серьезную консульскую и юридическую помощь. Еще в три часа ночи П.Бюльбюль оглу лично переговорил по телефону с К.Зейналлы и проинформировал его о том, что посольство уже занимается его вопросом После чего, П.Бюльбюль оглу задействовал все имеющиеся у него связи на самых высоких эшелонах российской власти. И это дало результат. Уже днем К.Зейналлы был отпущен на свободу. Вот так, оперативно и очень эффективно был решен очень сложный вопрос.
Точно также можно и нужно было решать нынешнюю проблему. Но, делать эту нужно было до того, как Следственный Комитет РФ начал расследование и было возбужденно уголовное дело по ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»). Возможности для этого были. Я ведь неспроста указал на дату, когда состоялся фестиваль в Финансовом университете при правительстве России. Как видим, пусть и небольшой, но запас времени все же имелся. И тут на первый план вышел фактор личности. Увы, но недавно приступивший к выполнению своих обязанностей посол Азербайджана в РФ Рахман Мустафаев не имеет того веса и влияния в России, какими обладал П.Бюльбюль оглу .
Уверен, что будь Полад-муаллим в Москве, данный вопрос был бы решен быстро и эффективно. Кстати, механизмы его решения известны и тем сотрудникам нашего посольства в Москве, что продолжают там работать. Они могли бы посоветовать Р.Мустафаеву, как можно и нужно действовать в таких случаях. Если коротко, то нужно нажимать на все возможные кнопки, стучать во все возможные двери, использовать всех способных повлиять на данный вопрос людей. Кроме того, нужно было использовать российские СМИ для публикации статей, где была бы отражена азербайджанская точка зрения по данному вопросу. Наконец, можно и нужно было бы привлечь многочисленные азербайджанские молодежные организации в России, чтобы они оперативно и "единым фронтом" выступили в защиту своих сверстников. Но ничего такого сделано не было. В итоге, дело вышло на очень высокий уровень. И теперь уже разрулить его будет намного сложнее, чем в начале, когда инцидент еще не был взят под личный контроль главой СК РФ.